Смешанные единоборства (бои без правил MMA): UFC и Bellator!
ПЕРЕХВАТ АТАКИ НОГОЙ
На показательных выступлениях и в кинобоевиках часто можно видеть эффектную технику бросков против не менее эффектных ударов руками или же ногами. Подобные сцены не только вызывают восторг у зрителей, но и стимулируют некоторых из них пойти заниматься карате. Через некоторое время многие из них бросают занятия по причине разочарования. Как известно, в кино всегда побеждает автор сценария, а не боец или стиль.
Рутинные упражнения по освоению техники совсем не похожи на то, что показывают в кино. Это естественно, т.к. "эффектное карате" или "кинокарате" является всего лишь великолепным выполнением базовых упражнений карате мастерами карате. Новички же хотят также делать уже на втором занятии, в крайнем случае - через неделю, а некоторые уже на первом занятии пытаются поразить всех и инструктора в том числе своими способностями.
В кино и на показательных выступлениях удары, как правило, направляются в голову отрицательного персонажа по наиболее удобной для эффектной защиты траектории. Положительный же герой лихо перехватывает такие удары и бросает обидчика для большей эффектности по впечатляющей длинной траектории на какую-либо хрупкую мебель, которая с треском ломается, вызывая неописуемый восторг у зрителей. Зрители в восторге, а создатели фильма и исполнители кладут в карман совсем не маленькие гонорары.
Подобную технику ударов можно отнести к "силовой", и ее, как правило, демонстрируют европейцы и американцы.
Другой вид техники ударов относится к "хлесткой" технике, которую перехватить довольно-таки трудно без достаточной подготовки. Кроме того, эта техника не обладает такой эффектностью, как "силовая", поскольку выполняется по короткой траектории и с очень большой скоростью.
Опытные люди знают, что в самообороне более эффективна и менее опасна для исполнителя именно "хлесткая" техника, а не "силовая". Как правило, такую технику в кино показывают японцы высокой квалификации, и это вызывает усмешки у зрителей, которые убеждены, что так резко и быстро сделать невозможно. Практика показывает, что наибольшее непонимание у зрителей вызывает ритм исполнения техники.
От хлестких ударов, скорость, резкость и маневренность выполнения которых очень высока, а амплитуда удара наоборот очень мала, можно защититься либо не менее "хлестким" блоком, либо, что применяется более часто, смещением и уклонением. Но в любом случае от защищающегося требуется высокий уровень технической подготовленности, тактического мышления и умения правильно спрогнозировать развитие ситуации. Обычно ученики из контактных видов единоборств не верят в эффективность "хлестких" ударов, хотя некоторые из них считают, что этим типом ударов все-таки можно овладеть, но лет так за 20.
В "хлестком" ударе скорость прямого движения удара несколько меньше, чем скорость обратного движения. В "силовых" же ударах наоборот: скорость движения ударной конечности к мишени намного больше, чем после соударения с мишенью, и поэтому довольно часто исполнитель заваливается или даже теряет равновесие в направлении удара. По скорости и по способу "отдергивания" ноги после удара можно определить уровень квалификации исполнителя. Практика показывает, что, если начало "отдергивания" осуществляется за счет мышц-сгибателей конечности, то это показывает низкий уровень тренированности ученика.
В целях безопасности обучения техника перехвата ударов в карате сначала отрабатывается против ударов, выполняемых "контролируемым" способом и по большой амплитуде в голову, например, "маваши", "ура-маваши" и "каитен уширо-маваши", но выполненных в "силовой" манере, т.е. без резкого отдергивания ударной конечности после соударения с мишенью.
Такой способ выполнения удара необходим для того, чтобы защищающийся ученик не получил серьезной травмы, если не сможет перехватить удар, и одновременно совершенствовал технику удара и контроль дистанции удара. Кроме того, этот методический прием позволяет ученику приобрести способность выполнять удары с запланированными скоростью и силой воздействия на мишень.
По мере приобретения навыка в перехвате таких ударов тори начинает выполнять те же удары на пронос и прикладывать большие усилия, создавая уке необходимые для совершенствования защиты трудности. На этой стадии изучения перехватов ударов тори должен еще больше внимания уделять контролю над своими и уке действиями.
Затем можно переходить к изучению перехватов прямых ударов, которые более короткие, чем дуговые удары.
Следующий этап изучения техники перехвата ударов ногами заключается в освоении перехвата ударов, направленных ниже пояса, неконтролируемых круговых ударов, выполняемых "на пронос", а также прямых "тычковых" ударов типа "кекоми".
Бытует мнение, что неконтролируемые силовые удары невозможно перехватить. К сожалению, для любителей неконтролируемой техники, - это сделать не так уж и трудно для квалифицированного ученика карате. Дело в том, что неконтролируемые удары относятся к баллистическим ударам, поэтому траекторию движения ноги легко определить, имея некоторый навык в этом, а значит, и своевременно принять соответствующие меры.
Гораздо сложнее защищаться от ударов небаллистических, т.к. ученик, владеющий такой техникой, в состоянии оперативно изменять их траекторию в процессе выполнения. Удары этого типа, разумеется, менее сильные, чем баллистического типа, но зато они более маневренны и неожиданны, а силы в них достаточно для полной нейтрализации противника. Кроме того, на выполнение этого типа ударов тратится меньше энергии, и они более точны.
Способность ученика на использование баллистической или небаллистической техники фактически определяется его природными наклонностями и направленностью физической, тактико-технической и психической подготовки.
В свободном, а не учебном бою, противник не сообщает, какой тип удара он будет наносить на самом деле, он также не скажет, когда он это сделает, наоборот, он постарается всячески скрыть свои намерения, а некоторые даже стараются обмануть своего оппонента.
Для перехвата неконтролируемых ударов типа "кекоми", "маваши" или "уширо-маваши" необходимы либо хороший тайминг и идеальная техника, либо немалая физическая сила при значительной разнице в массах тела в пользу перехватывающего.
Предложенная методика позволяет наработать как эффектную, так и эффективную технику.
Для овладения техникой перехвата надо последовательно и осмысленно пройти все необходимые этапы обучения.
Эффектная техника с бросками основана на технике перехвата удара с последующим или одновременным захватом и броском.
Самым сложным техническим элементом в этих комбинациях является перехват удара, поэтому рассмотрим несколько примеров.
показаны некоторые способы перехвата ударов ногами и указаны ошибки, которые могут допустить и тори (атакующий), и уке (защищающийся) при выполнении перехвата удара.
Тори выносит колено для выполнения удара "мавашикери", а его руки находятся в позиции готовности для защиты и Удара.
Мишень удара ногой пока точно не обозначена. Из этой позиции может быть выполнен как удар ногой, так и рукой, как в голову, так и в корпус. Уке делает движение вперед, внутрь атаки, предохраняя голову и живот своими руками.
Тори выполняет "миги маваши-кери" в боковую поверхность головы уке.
В силу недостаточной квалификации или ошибки его руки двигаются навстречу ударяющей ноге для сохранения равновесия.
Уке, двигая левую руку по дуге вверх и влево, сбивает нижней поверхностью плеча левой руки голень атакующей ноги тори и подставляет под "смягченный" удар широкую мышцу спины. Правая рука уке поднята вверх в позицию готовности для осуществления захвата. Левая рука уке находится в позиции готовности для нанесения удара.
На показанной дистанции тори не может достать уке своими руками.
Важное замечание: рука уке, выполняющая захват, не должна выпрямляться полностью. Угол сгиба в локте должен быть равен примерно 120° - форма левой руки при этом будет напоминать крыло птицы.
Уке, продолжая круговое движение своей левой рукой, обхватывает (а точнее - обвивает) ею атакующую ногу тори, выполняя блок "какю-те". Внешняя сторона левой кисти уке контролирует колено атакующей ноги тори, надавливая на него. В результате этого движения нога тори оказывается прочно зажатой подмышкой уке, а его правая рука и ноги готовы нанести удары.
Из этой позиции уке может выполнить удар свободной рукой или ногами, а если тори продолжит свою атаку руками, уке легко будет защититься. Важное замечание: движение левой руки уке напоминает змею, обвивающую свою жертву.
Ошибка тори. Опасная позиция. Тори слишком далеко отвел назад правую руку и тем самым открыл свою голову для атаки уке правой рукой Правильная позиция рук при выполнении маваши-кери. Из этой позиции тори может продолжить свою атаку и правой, и левой рукой. Тори, не отпуская захвата, переносит вес своего тела немного вперед и вращается по часовой стрелке на своей передней ноге.
Этим комбинированным движением уке выводит тори из равновесия назад и наносит "гьяку-дзуки" в голову тори.
Ошибка уке. Уке из-за недостаточной квалификации со страху отскочил от удара назад и подставил кисть руки под удар ногой.
Взамен отскока назад уке своевременно и с необходимой быстротой двинулся навстречу тори.. Уке внешней стороной левого предплечья отбил голень атакующей ноги тори и с необходимым ритмом нанес удар "тейшо гьяку-дзуки" в грудную клетку тори. В результате получается эффектный бросок без использования захвата.
В этой технике важен тайминг и ритм действий руками. Руки должны действовать не одновременно, а последовательно. Силу рук должен обеспечивать импульс бедер.
При отработке этой техники рекомендуется действовать очень точно и аккуратно в целях обеспечения безопасности партнера. В целях безопасности партнера по упражнению удар ладонью надо "смягчать" и не делать его "жестким".
Тори наносит "еко-кекоми" в корпус с последующим ударом правой рукой "кентсуй-учи".
Уке выполняет уход с линии атаки, смещением в сторону и вперед по диагонали. Левая рука уке должна контролировать правую руку тори, а правая рука уке должна выполнить парирующий блок "гедан-уке".
Уке, продолжая движение ухода от удара ногой, отбивает удар правой рукой тори "кентсуй-учи" своей левой ладонью и наносит удар правой ладонью "тейшо" в пах тори.
Продолжая эти два движения, можно выполнить эффектный бросок.
Уке одной и той же рукой выполняет последовательно два движения: "гедан-уке" для отклонения "еко-кекоми", левая рука в этот момент предохраняет голову от возможной атаки тори правой рукой и "тейшо-дзуки" в голову в качестве контратаки.
В этой технике важно не только владение хлесткой техникой, но и таймингом и техникой "таи-сабаки".
Тори, вращаясь по часовой стрелке вокруг своей оси, выполняет "каитен уширо-кекоми чудан".
Уке избегает удара смещением по часовой стрелке. Затем он, выполняя правой рукой "сукуй-уке", захватывает атакующую ногу тори и левой рукой наносит удар по его правому плечевому суставу сзади.
Из этой позиции уке может выполнить эффектные броски, например, "мельницу" или подбивы под опорную ногу. Тори наносит "ура-маваши-кери" в голову.
Уке резко перемещается вперед к тори и парирует удар с хайто-уке скользящим движением предплечья правой руки, чем препятствует захлестыванию пятки атакующей ноги тори. Левая рука уке находится в позиции готовности для нанесения контратаки. Уке может из этой позиции выполнить эффектные броски, выбивая опорную ногу тори.
Ошибка уке. Уке, пытаясь остановить удар ногой тори, закрыл своей рукой голову и слишком высоко поднял локоть, а тори нанес удар в боковую поверхность корпуса уке.
Тори выполняет очень эффектную и часто встречающуюся в кино комбинацию ударов одной ногой: "мае-кери чудан или гедан", а затем с необходимым ритмом выполняет "маваши-кери дзедан" той же ногой.Уке защищается применением техники "еко-джуджи-уке". С необходимым ритмом уке выполняет левой рукой "гедан-уке", а правой рукой "нагаши-уке дзедан".
Тори наносит "маваши-кери-дзедан".
Уке защищается остановкой удара двумя перекрещенными руками. От этого блока уке легко может перейти к захвату ноги тори и последующему эффектному броску.